Прокладываем пути-дорожки

После завершения строительства дома и малых архитектурных форм, как правило, наступает этап планировки дорог. И главная задача ландшафтного дизайнера в том, чтобы создать цепь взаимосвязанных путей. Проложить в саду пешеходные маршруты, выбрать материал для мощения при сегодняшних богатых возможностях не так-то просто. Нужно учесть как чисто практические, так и эстетические моменты, ведь грамотное, логичное построение — залог комфортного передвижения по территории участка. Обычно для мощения используются специальные материалы, с которыми мы Вас уже немножко познакомили. Их принято делить на жесткие, мягкие и комбинированные. Специфика обозначена уже в самих названиях.

Прокладываем пути-дорожки

Жесткие покрытия

Натуральный камень

Сегодня для мощения используют более десятка пород камня — как в обработанном (колотом и пиленом), так и в необработанном (плитняк) виде. Соответственно и фактура варьируется от грубой шероховатой до зеркально гладкой. Данный вид покрытия несколько ограничен в колористике уже самой природой, но зато большинство пород имеют широкую нюансную палитру. Например, гранит занимает спектр от различных оттенков серого до темно-красного и черного цветов. Из гранита, габбро, базальта обычно изготавливают брусчатку трех стандартных размеров, а также плиты для мощения. Вулканическое происхождение ставит покрытия из этих пород вне конкуренции по прочности и долговечности.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Монолитное бетонное покрытие

Его применяют, как правило, для въездной дороги для автомобиля, переходящей в площадку перед гаражом, а также для дорожек для частого хождения в «ключевых» зонах, например, между входом и домом на участке.

Бетонный камень

Близкий по свойствам к натуральной брусчатке, но менее дорогой бетонный камень занимает свое достойное место в ряду твердых покрытий. Изделия выпускаются различных форм и размеров, что позволяет создавать и широкие прямые дороги, и извилистые узкие тропки. Кроме того, бетонный камень успешно применяют при строительстве основных транспортных «магистралей» участка.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Тротуарная бетонная плитка

Наиболее популярным материалом для мощения пешеходных дорожек можно назвать тротуарную бетонную плитку. От остальных видов жестких покрытий ее отличает богатое разнообразие форм и расцветок. Более того, в последнее время производители тротуарной плитки стараются, и не без успеха, преодолеть основной недостаток бетона — его относительную недолговечность — путем применения цементов и специальных наполнителей. Существует два основных вида бетонной плитки — вибропрессованная и вибролитая. Различные по технологии изготовления, что видно из названия, они обладают и непохожими свойствами.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Главная функция вибопрессованной — декор. Недостаток прочности и морозоустойчивости компенсируется эстетическими возможностями применения этого материала. Брусчатка, кирпич, волна, ракетка, соты — ассортимент представленных на отечественном рынке форм тротуарных плиток позволяет воплотить самые яркие и неожиданные идеи в организации ландшафтного пространства. К тому же на небольших предприятиях по Вашему заказу могут изготовить плитку практически любого цвета.

Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной. И связано это не только с иным, более долгим и сложным процессом созревания бетона, но и с применением вместо традиционного песка или щебня гранитной крошки и пластификаторов. Подобная плитка гарантирует десять лет безупречной службы. Однако при укладке необходимо обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода: это может привести к преждевременному разрушению покрытия. Материал хорошо переносит значительные нагрузки, поэтому используется даже при строительстве дорог.

Клинкерный кирпич

По своему составу представляет собой хорошо обожженную глину и обладает высокой прочностью. Его цвет варьирует между охристым, красным и синевато-черным. Это один из самых дорогих материалов. Кирпич — универсальный материал, кладка из него выглядит привычной, но специальный кирпич, например, синего цвета, даст более сильный эффект.

Прокладываем пути-дорожки

Дерево

В последние годы оно стало очень популярным покрытием. Древесина придает ландшафту «экологический» подтекст. Данный способ мощения декоративен, но естественно, уступает каменным и бетонным поверхностям в прочности и долговечности.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Подготовка основания

Основание дорожки должно быть правильно подготовлено — это обязательное условие долговечности покрытия. Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного «фундамента», укладка материала поверхности.

Первый этап, разметка линии дорожек в соответствии с ландшафтным проектом, — кропотливая, «ювелирная» работа, требующая идеальной точности. Границы прямых дорог намечаются нитками и колышками, сложных волнистых — любым светлым порошком (алебастром, песком).

Затем снимается грунт. Глубина закладки основания дорожки, иначе, толщина снимаемого слоя почвы зависит от многих факторов: типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки. Так, для автомобильной дороги необходима глубина не менее 50 см, а для пешеходной достаточно и 15-20 см. Также нужно решить: выше или ниже уровня поверхности земли будет находиться покрытие. Ландшафтные дизайнеры придерживаются в этом вопросе полярных точек зрения. Одни считают, что низкие дорожки смотрятся аккуратно и позволяют стричь газонную траву около бордюра, другие же утверждают, что в этом случае на дорожке будет неминуемо скапливаться дождевая вода.

Далее на утрамбованное дно траншеи кладется многослойный фундамент. Основной нижний слой — бетон или щебень. Жесткая цементная основа рассчитана на века. Положенными на нее садовыми дорожками сможете пользоваться не только вы, но и в будущем Ваши дети и внуки. Однако она дороже щебеночной и с большим трудом поддается изменению. А вот дышащая мягкая основа из щебня заменяется без труда, но срок службы покрытия не превышает 15 лет, по истечении которых возможны смещения и трещины.

Затем следует слой песчано-цементной смеси. Иногда между ними прокладывают слой геотекстиля — специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает необходимый дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им также и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт.

Прокладываем пути-дорожки

На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек, начинается «игра» с материалом. Для увеличения срока службы дорожек часто используются также водоотталкивающие покрытия: матовое, полуматовое либо блестящее. Им, как паркет лаком, покрывают дорожки, причем процедура повторяется каждый год.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия — это мелкие камни (галька, гравий и щебень), а также песок и мульча (кора, древесная щепа, скорлупа орехов). Преобладающим материалом для подобного рода мощения является мелкий натуральный камень: галька и щебень. Покрытия мягкого типа в отличие от брусчатки и плитки — насыпные. Они позволяют «разбрасывать» дорожки в произвольных направлениях, создавать площадки, не ориентируясь на величину плитки. Чем меньшей фракции материал, тем удобнее идти.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения — недолговечность и подверженность изменениям. Впрочем, непостоянство покрытия легко компенсируется. Для этого достаточно время от времени просто досыпать наполнитель.

Комбинированные покрытия

Это сочетание жестких и мягких покрытий в одной дорожке. Применяют его, во-первых, в эстетических целях: чтобы избежать монотонности. Если, например, нужно визуально сократить дорожку, ее разбивают площадками из материалов разных фактур, размера и цвета. Мелкая отсыпка служит органичным переходом от формованного бетона к живой зелени. Но есть и практическая цель: вдоль больших мощеных площадок галечная отсыпка играет роль дренажа (под ней можно спрятать и дренажную трубу). Иначе примыкающий газон размывался бы водостоком.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Бордюр

Желательна отбивка дорожек бордюром чуть выше уровня или на одном уровне с плоскостью поверхности. Эта мера позволяет дополнительно укрепить дорожку. Однако стоит иметь в виду, что бетонные закладки в грунт нарушают циркуляцию грунтовых вод. Особенно страдают от этих «вторжений» растущие на участке большие деревья. Поэтому не стоит перегружать участок излишним количеством дорожек с плотным мощением. И еще одно условие долговечности дорожек: деформационные швы. Грунт подвижен и при жестком мощении, особенно на бетон, на длинной дорожке неизбежно появление трещин, Чтобы этого не произошло, через каждые 2-3 метра дорожку разделяют, например, поперечно уложенной деревянной доской, укрытой под верхним слоем покрытия. Такой способ обеспечивает необходимую подвижность и гибкость, исключая разрывы.

Прокладываем пути-дорожки

При использовании насыпных покрытий, например, гальки и мульчи, также целесообразно обрамлять дорожки по краям бордюром. В этом случае покрытие, во-первых, не расползается и, во-вторых, не зарастает травой. Бордюром могут служить, например, крупногабаритные гранитные бруски. Их цвет хорошо гармонирует с серой по тону галькой. Другая возможность — применить специальные профильные элементы. Их заглубляют в землю на один штык лопаты. Клинкерный кирпич также удобен при окаймлении насыпного покрытия. Бордюр будет особенно красив, если, как на снимке, кирпичи уложить в наклон, чтобы на поверхности они выступали зубцами.

Прокладываем пути-дорожки

Прокладываем пути-дорожки

Ландшафт может быть выполнен с применением одного или нескольких покрытий. Важно, по мнению профессионалов, помнить, что даже самая изысканная дорожка — неотъемлемая часть общего ландшафтного «организма». Поэтому при ее устройстве важно учитывать не только технические параметры участка и общую эстетическую концепцию, но и весь сценарий жизни владельцев.